С сентября 2022 года действуют новые статьи Закона об образовании, которые ограничивают нагрузку учителей. Педагогам больше нельзя поручать работы, не указанные в Законе. В том числе вести документы сверх перечня Минпросвещения, который утвердили приказом от 21.07.2022 № 582.
Перечень содержит пять видов документов:
- рабочие программы предмета, курса, в том числе внеурочной деятельности, модуля;
- журнал успеваемости;
- журнал внеурочной деятельности – для педагогов по внеурочке;
- план воспитательной работы – для классных руководителей;
- характеристика на обучающегося – по запросу.
Документы касаются реализации программ начального, основного и среднего общего образования.
Региональный орган власти в сфере образования вправе утвердить дополнительный перечень документации по согласованию с Минпросвещения (ч. 6.1 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Другие документы требовать от педагогов школ незаконно (ч. 6.2 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Нормативные акты по снижению бюрократической нагрузки на педагогов см. на сайте Департамента образования.
Должностная инструкция Учитель
Выписка из должностной инструкции «Учитель»
3. Должностные обязанности учителя
3.1. В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:
- осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
- разрабатывает и реализует программы по учебной дисциплине в рамках основных общеобразовательных программ;
- участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
- осуществляет планирование и проведение учебных занятий;
- проводит систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
- осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
- формирует универсальные учебные действия;
- формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);
- формирует у детей мотивацию к обучению;
- осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями школьников, применяя при этом компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы;
- проводит контрольно-оценочную работу при обучении с применением новейших методов оценки в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронной документации, в том числе электронного журнала и дневников).
- Перечень документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ:
1. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля.
2. Журнал учета успеваемости.
3. Журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность).
4. План воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководства).
5. Характеристика на обучающегося (по запросу)
3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:
- осуществляет регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках, поддерживает режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию детей;
- реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
- ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
- контролирует выполнение учениками правил поведения в учебном кабинете в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации;
- способствует реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности школьника (учебной, исследовательской, проектной, творческой);
- способствует развитию у учащихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни;
-- учитель максимально использует воспитательные возможности содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно - нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждения;
- учитель включает в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевые ориентиры результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
- учитель включает в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям темы в соответствии с календарным планом воспитательной работы школы.